из истории Покровской церкви города Шахты
Рядом с нашей школой находилось трамвайное депо. Его перевели в другое место. И оказалось, что в депо была обращена полуразрушенная церковь. Когда и почему она была разрушена? Как это зависело от местной власти? Каким было отношение населения города к разрушению церкви?
В книге А. А. Кириллова «Донская епархия в ее настоящем положении (по статистическим данным 1896 года)» в городе Александровске-Грушевском (не считая рудников и ближайших хуторов) названы две церкви: Петро-Павловская и Александро-Невская. Они обозначены на плане города Александровска-Грушевского на 1896 г. [1].
В 90-х гг. XIX в. в связи с ростом добычи угля население города стремительно росло. Действовавшие в то время две церкви не могли удовлетворить религиозные потребности всех верующих. И вот в 1895 г. на Церковно-базарной площади (в настоящее время — площадь им. В. И. Ленина) рядом с деревянной Петро-Павловской церковью началось строительство кирпичного храма. Когда оно было закончено, то Донская духовная консистория (орган управления епархией — церковным округом, совпадающим с границами области) решила перенести деревянную церковь на Сенную площадь и устроить на новом месте по старому плану с заменой обветшавших частей.
Об этом решении Донская духовная консистория известила областное правление войска Донского. Правление 11 сентября 1900 г. постановило сообщить Донской духовной консистории о том, что «…со стороны правления к переносу старого деревянного Петро-Павловского храма с Церковно-базарной на Сенную площадь в городе Александровске-Грушевском и постройке по-прежнему плану с заменой некоторых частей, пришедших в ветхость, препятствий не встречается» [2]. О том, что деревянная Петро-Павловская церковь была перенесена, говорится в «Ведомости о Петро-Павловской церкви города Александро-Грушевского Черкасского округа Донской епархии за 1909 год»: «Церковь эта построена в 1899 г. по усердию и на средства прихожан, выстроена она вместо старой деревянной церкви, которая ныне перенесена на Сенную площадь сего города» [3].
В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска-Грушевского Донской епархии за 1909 год» указано время ее строительства: «Церковь эта (Покровская) построена в 1902 г.» [4]. Она была посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В этой же ведомости дано описание Покровской церкви: «Она кирпичная с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом».
Почему говорится о кирпичной церкви? Ведь из документов известно, что на Сенную площадь была перенесена деревянная Петро-Павловская церковь, где ее должны были устроить по старому плану.
На сохранившейся фотографии Покровской церкви 1916 г. хорошо видно, что колокольня и стены церкви кирпичные, а купол и свод деревянные. В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска-Грушевского Донской епархии за 1909 год» эта особенность не отражена. А она дает возможность предполагать, что при строительстве церкви на Сенной площади вместо ветхих деревянных колокольни и стен Петро-Павловской церкви возвели кирпичные, но сохранили деревянные купол и свод старого храма.
Детальное описание Покровской церкви содержится в описи, составленной специальной комиссией Шахтинского волостного исполкома в 1922 г. В ней сказано: «Оная церковь одноглавая, при ней колокольня, здание кирпичное с деревянным сводом и куполом, внутри оштукатурена и выбелена известью. Снаружи не оштукатурена и не окрашена. Купол, крыша и колокольня покрыты демидовским листовым железом и окрашены охрянкой. Крест на церкви один железный, шестиконечный, окрашен желтой краской. Таковой крест имеется на колокольне. Длина церкви 30 аршин, ширина 18 аршин. Окон в церкви 16, дверей 4, обитых листовым железом. В колокольне 10 окон. Печей в церкви нет, но отапливается находящейся под церковью амосовской печью. В церкви под полом находится подвальное помещение длиною 16 аршин и шириною в 1 аршин» [5].
При открытии Покровской церкви в Александровске-Грушевском был образован новый приход, т. е. низовая ячейка православной церкви, имеющая храм с притчем (служителями) и общиной (прихожан). Приход вошел в Александровск-Грушевское благочиние (округ, объединяющий несколько приходов).
В Покровской церкви вначале служили дин священник и дьякон-псаломщик, т. е. церковнослужитель, помогающий священнику совершать богослужение и ведущий делопроизводство. Со временем в штат храма включили просфорню.
В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска-Грушевского за 1909 год» имеются сведения «о прихожанах означенной церкви. Всего в приходе проживало 2437 человек (1 286 мужчин и 1 151 женщин). Все жители прихода были православными. Принадлежали они разным сословиям: 10 человек были духовного звания, к казачьему сословию принадлежали 19, мещан проживало 1976, а крестьян — 432 человека.
Основными занятиями казаков, крестьян, мещан были земледелие, скотоводство, торговля, кузнечный промысел. Молодежь из многих крестьянских и мещанских семей ходила работать на шахты.
Церковь и служители содержались на средства, поступающие от верующих. Это плата за совершение треб, т. е. специальных служб (крещение, венчание и др.), добровольные пожертвования. Крупные пожертвования на храм делал церковный староста Иерофей Валлистратович Кошман, за что по ходатайству архиепископа Донской епархии и Синода был награжден императором в 1907 г. малой золотой медалью для ношения на ленте ордена Святой Анны.
Средствами церкви распоряжалось церковно-приходское попечительство, образованное в 1906 г. Председателем его был священник Дмитрий Сребрянскии, а членами — мещане Иван Новиков, Андрей Левченко, Арсений Гуров, Василий Кривоносов, Захарий Юрошенко, Платон Кучеренко, Иван Милютин и Павел Глущенко.
Церковно-приходское попечительство обеспечило церковь всей необходимой утварью, при церкви была библиотека, в которой имелись необходимые церковные книги и 20 книг для чтения.
Задачей церковно-приходского попечительства было и содержание церковно-приходской школы, в которой одновременно обучались около 100 учеников (девочек и мальчиков). Школу открыли еще в 1885 г. в собственном здании, которое уже было старым и ветхим.
На церковные средства в 1904 г. был построен дом для служителей церкви, а в 1908 г. возвели каменную церковную ограду. Дом и ограда сохранились до наших дней. Церковно-приходское попечительство выделяло средства и на помощь нуждающимся прихожанам, ученикам церковно-приходской школы и др.
В январе 1920 г. в Александровске-Грушевском была установлена Советская власть. Постановлением Донского губернского революционного комитета 11 февраля 1920 г. он был переименован в город Шахты. Это название полностью соответствовало промышленности города, определяло его дальнейшее развитие. Началось восстановление и развитие угольной промышленности. Сюда потянулись переселенцы в поисках работы. В стране в 1921-1922 гг. разразился голод, но правительство приняло все меры для улучшения продовольственного снабжения шахтеров. Налаживалась и культурная жизнь. На шахтах открывались клубы и библиотеки. Создавались специальные курсы для обучения взрослых грамоте — ликбезы.
В это время в соответствии с новым советским законодательством здания Петропавловского собора, Александро-Невской и Покровской церквей и все находящееся в них имущество были национализированы. В 1922 г. произвели изъятие из храмов церковных ценностей. А в 1923 г. исполком городского Совета депутатов принял решение о закрытии всех трех городских храмов: Петро-Павловского собора, Александро-Невской и Покровской церквей.
Это вызвало волнения и беспорядки в городе. Предпринималась даже попытка самовольно возобновить богослужение в Петропавловском соборе. Об этом рассказывает Семененко Николай Максимович в неопубликованных записках «Моя жизнь и приключения»: «Я вдруг услышал громкий и частый звон большого колокола на соборе. Зная хорошо, что собор по распоряжению местной Советской власти закрыт и в нем никакого богослужения быть не может, я заподозрил неладное и решил лично посмотреть и проверить на месте, что там происходит. Немедленно я оседлал свой велосипед и помчался на базар к собору, и там я обнаружил следующее. Двери собора были широко открыты. На паперти толпился народ, и по улицам бежали люди к собору. С каждой минутой толпа все увеличивалась. В толпе суетились разные люди, все больше из городских мещан и торговцев. Кое от кого я узнал, что граждане верующие самостоятельно решили открыть собор и производить в нем богослужение, для чего уже послали делегацию на дом к отцу Семену Соколову, который жил недалеко от собора. Как я после узнал, сначала отец Семен отказался идти в собор, но его все же уговорили. К этому времени в церкви уже было полно народу. А в это время среди верующих уже орудовали разные агенты и переписывали тайно всех активистов. Зная, что в такой ситуации нажить легче всего себе беды, я счел за благо удалиться с этого театра действия, сел на свой велосипед и уехал. Уже к вечеру я узнал, что богослужение, конечно было прервано, и в городе много арестованных участников открытия собора. Потом долго еще велись следствия, арестовывали разных лиц, кого-то держали в тюрьме» [6].
Исполком горсовета отменил свое решение о закрытии городских церквей. Они могли возобновить свою деятельность в соответствии с циркулярами, опубликованными в «Известиях ВЦИК» от 27 апреля и 10 мая 1923 г. В этих документах за церковью признавалось лишь право удовлетворять религиозные потребности верующих, но запрещались иные виды деятельности — экономическая, благотворительная и др.
26 августа 1923 г. состоялось разрешенное Шахтинским окружным исполкомом общее собрание верующих, проживающих в районе города под названием Грушевка. Присутствовало 262 человека. Собрание приняло решение учредить, в соответствии с инструкциями ВЦИК от 27 апреля и 10 мая 1923 г., религиозное общество Покровской церкви и принять его Устав.
На копии Устава религиозного общества Покровской церкви, хранящегося в фондах Шахтинского филиала Государственного архива Ростовской области, имеются резолюции, которые свидетельствуют о том, что Устав был зарегистрирован Донским губернским исполкомом 17 декабря 1923 г. и взят на учет в Шахтинском окружном исполкоме 12 февраля 1924 г. Цель религиозного общества в Уставе определена так: «…объединение граждан-христиан, признающих Российскую православную церковь Греко-Восточного исповедания под ведением Патриарха Тихона»[7].
С этой целью религиозное общество должно устраивать молитвенные собрания, управлять церковным имуществом, полученным по договору от местных органов власти, участвовать в съездах религиозных обществ, назначать служителей культов для совершения религиозных обрядов.
Устав определял, что «членом Покровского религиозного общества может быть каждый гражданин, признающий все догматы веры и правила святых Апостолов и Вселенских и поместных соборов Православно-Российской церкви Греко-Восточного исповедания, достигшие 18 лет». Все вопросы, возникающие в жизни религиозного общества, могут разрешаться на общих собраниях. Обязательные членские взносы на участников не налагались, но разрешалось собирать пожертвования на покрытие церковных расходов.
15 февраля 1924 г. религиозное общество Покровской церкви заключило с Шахтинским окружным исполнительным комитетом договор, по которому получило от него в безвозмездное пользование церковное здание и предметы культа, находящиеся в нем.
Религиозное общество гарантировало использование полученного имущества только в целях богослужения. Для этого общество обязалось не допускать в богослужебных помещениях: а) политических собраний враждебного советской власти направления, б) раздачи, продажи и хранения книг, брошюр, листовок и всякой литературы, направленной против советской власти, в) хранение ценных вещей, не внесенных почему-либо в акты изъятия, г) набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти и др.[8]
В Договоре говорилось: «Мы обязуемся из всех своих средств производить оплату всех текущих расходов принятого нами по договору богослужебного здания и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, страхованию, охранению, по оплате местных обложений, не прибегая для этого ни к какого рода обязательным сборам или взносам».
В Уставе общества предусматривалось, что оно ежегодно будет подавать списки своих членов в губернский исполком. В фондах Шахтинского филиала Государственного архива Ростовской области сохранился список, составленный в 1923 г. В обществе состояло 205 человек. В основном это коренные жители Грушевки. Большинство из них были домовладельцами и хлеборобами. Более 2/3 членов общества были старше 40 лет.
Хотя религиозная община оказалась малочисленной, но Покровскую церковь посещали сотни людей.
Во второй половине 20-х-начале 30-х гг. в городе происходили большие изменения. В нем проживало уже более 40 тыс. человек. Город рос и благоустраивался.
Развивалась угольная промышленность. Входили в строй предприятия легкой промышленности. В 1929 г. дала первый ток электростанция им. Артема. Прокладывался водопровод от реки Дон.
Многие трудовые достижения стали возможны только благодаря самоотверженному труду шахтинцев. Однако в жизни горожан было много негативного (текучесть кадров, пьянство, хулиганство, и т. д.).
Для преодоления негативных явлений необходимо было поднять культурный уровень шахтинцев, особенно молодежи. Все дети школьного возраста получили возможность учиться. Для неграмотных расширялась сеть ликбезов. Открыли библиотеку и театр. В шахтерских поселках работали клубы. В 20-30-е гг. усиливается антирелигиозная пропаганда. Центрами этой работы становятся учебные заседания, клубы, библиотеки. В городе распространялась газета «Безбожник», плакаты антирелигиозного содержания. Действовали члены организации с антицерковной направленностью «Союз воинствующих безбожников». Они организовывали диспуты, в дни религиозных праздников проводили шествия, гулянья.
Новый этап в истории Покровской церкви связан с выходом постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О церковных объединениях». Оно закрепило ставшее тогда господствующим мнение о том, что религиозные общества вправе лишь удовлетворять религиозные запросы верующих. Но и эта деятельности строго регламентировалась и ограничивалась. Так в соответствии с параграфом 10 статьи 52 Уголовного кодекса РСФСР за использование религиозных предрассудков для ослабления государства предусматривалось наказание от трех лет тюремного заключения до смертной казни.
В октябре 1929 г. вышел циркуляр НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений». И в нем, в частности, местным органам предписывалось контролировать религиозные объединения с учетом того, что они сращиваются с контрреволюционными силами. Местным органам власти было дано право решать самостоятельно вопросы о закрытии церквей.
В таких условиях в 1929 г. проходила перерегистрация религиозных обществ. В фондах Шахтинского филиала ГАРО сохранилось заявление учредителей религиозной общины Покровской церкви в Шахтинско-Донецкий окружной Административный отдел от 31 декабря 1929 г. [9].
В нем сказано: «Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане, в числе 22 человек, принадлежащих к православному вероисповеданию, решили образовать религиозную общину православно верующих обновленческой ориентации. Район деятельности объединения будет распространяться на город Шахты и в ближайшем от него расстоянии поселении.
На заявлении пометка «Регистрационное удостоверение от 21.01.30 г. за № 344225. Получил Финляндский».
В январе 1930 г. начальнику Шахтинской милиции поступило письмо окружного Административного отдела. В нем предписывалось создать специальную комиссию, в состав которой включить представителя милиции для проверки Александро-Невской и Покровской церквей (Петро-Павловский собор был закрыт в 1929 г.). Комиссии поручалось: провести проверку имущества, находящегося в ведении религиозных обществ, уточнить инвентарные описи и провести оценку имущества; проверить выполнение договорных обязательств, лежащих на религиозных объединениях, как-то: страхование зданий и имущества культа, уплата налогов и сборов, принятие мер охраны, противопожарные мероприятия, поддержание здания в целостности и исправности путем ремонта и др.
Эти проверки проводились, чтобы найти нарушения Уставов и Договоров и под этим предлогом закрыть церкви. В ходе этой проверки никаких нарушений вскрыто не было. К тому же, как видно из заявления в Шахтинско-Донецкий окружной административный отдел от 31 декабря 1929 г., Покровская церковь приняла обновленческую ориентацию, т.е. поддерживала советскую власть. Однако церковь была закрыта. Когда и как это произошло?
В сообщении Шахтинского городского Совета Шахтинскому исполкому от 3 марта 1933 г. сообщается, что им направляется решение Президиума Горсовета от 16 февраля 1933 г. о закрытии Покровской церкви и протокольное решение церковной общины. Значит, Покровская церковь была закрыта решением Президиума Горсовета 16 февраля 1933 г.
7 апреля 1933 г. Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет направил в Шахтинский райисполком указание выслать им заявление верующих о закрытии Покровской церкви и сообщить об использовании церковного здания. В ответе Шахтинского райисполкома краевому исполнительному комитету сообщается, что им направляется «копия протокольного заявления с подписью верующих о закрытии Покровской церкви, подлинник которого хранится в Шахтинском горисполкоме, и выписку из протокола заседания Горсовета от 2 марта 1933 г.» [10]. Значит официально Покровская церковь была закрыта по заявлению членов религиозной общины церкви.
Как же верующие принимали такое решение? Подлинник их заявления с подписями мы пока не обнаружили. Но анализируя обстановку в городе в 20-30-х гг., мы можем сказать, что такое решение не могло быть чистосердечным. Конечно, оно принималось под давлением местной власти.
В это время по улице Советской прокладывалась трамвайная линия. Она должна была соединить железнодорожный вокзал с отдаленным поселком шахты им. Октябрьской революции. Все с нетерпением ждали открытия такого удобного вида транспорта. Сотни людей выходили на субботники, чтобы в кратчайшие сроки завершить строительство. Тогда и обратили храм в трамвайное депо. Колокола сняли и увезли на переплавку. Большой колокол разбивали на весу. Иконы и книги куда-то вывезли. Разрушили купол и колокольню. Рельсы проложили прямо к алтарю.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Александровск-Грушевское благочиние// Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении (по статистическим данным 1896 года). — Новочеркасск: Дон. тип., 1896.
- Журнал Областного правления войска Донского 11 сентября 1900 года. ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 1679. Л. 110.
- Ведомость о Петро-Павловской церкви города Александровска-Грушевского Черкасского округа Донской епархии за 1909 год. — Александровск-Грушевское благочиние. 1909 год. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Ед. хр. 1679.
- Ведомость о Покровской церкви города Александровска-Грушевского Черкасского округа Донской епархии и за 1909 год — Александровск-Грушевское благочиние. 1909 год. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Ед. хр. 1679.
- ШФ ГАРО. Р 278/1 с. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
- Семененко Н. М. Моя жизнь и приключения: Неопубликованные записки// Архив священника В. Горностаева
- Устав Покровского города Шахты Шахтинского округа Донской губернии религиозного общества Православно-Российской церкви Греко-Восточного исповедания под ведением Патриарха Тихона. ШФ ГАРО. Р 33. Оп 2. Д. 6.
- Договор. ШФ ГАРО. Р 33. Оп. 2. Д. 6
- Заявление. ШФ ГАРО. Р 33. Оп 2. Д. 6
- Севкавкрайисполком. ШФ ГАРО. Р 33. Оп. 1. Д. 332. Л. 19.
Источник: Донской временник