«Умные дома» жителей Александровска-Грушевского

Бассейны 

«Умный дом» – система мер и устройств, делающая жизнь человека удобнее. Сейчас это различные электронные гаджеты, а 100 лет назад городские жители обходились без них. А жить с комфортом хотелось во все времена. На рудниках шахтёры селились в казармах и землянках, и о комфорте могли только мечтать. «Умные» дома строились зажиточными горожанами на центральных улицах Александровска-Грушевского.

Одной из насущных проблем грушевцев (если не самой главной) являлось отсутствие качественной питьевой воды. Вода в колодцах чаще всего была солоноватой, а водовозы во время распутицы не всегда могли доставить жителям чистую родниковую воду. Чтобы не страдать от безводия, грушевцы приспособились делать запасы воды. Для этого строили так называемые «бассейны» – большие подземные резервуары, куда набиралась дождевая вода. По форме они напоминали колбу, имели узкое горлышко и расширялись к низу.

Узкая часть выступала над поверхностью земли примерно на метр и была снабжена маленьким окошком для проветривания. Сверху отверстие закрывалось деревянной крышкой, чтобы никто не упал и не утонул. Глубина таких резервуаров была около четырёх метров. «Бассейны» кое-где сохранились до наших дней.

Старожилы вспоминают, что их старались почистить к началу обильных дождей. Часто для этого привлекали детей, спуская их вниз на верёвке.

Ещё одним типичным грушевским подземным сооружением был погреб. Делались погреба, чтобы в условиях летней жары хранить скоропортящиеся продукты. Их устраивали под толщей земли во дворах или в подвалах домов.  Железобетонных перекрытий ещё не делали, поэтому погреба имели сводчатый каменный потолок. Зимой с реки в погреб привозили лёд. Он сохранялся и давал холод в летний зной. Такие погреба нередко имели большую длину. Из-за этого при сносе старых построек их часто принимали за подземные ходы.

По пояс в земле

Первое, что приходит на ум, глядя на дома с окнами первого этажа на уровне земли, что они «вросли» в землю от времени. Большинство подобных строений – дореволюционные.

Действительно, уровень земли на городских улицах постепенно повышается за счёт мощения и многократного асфальтирования тротуаров и дорог, но не до такой степени. Часто дома в Александровске-Грушевском строились изначально с полуподвальным этажом. Делалось это для того, чтобы спасаться в таком полуподвале от летней жары. Сплит -систем ещё не изобрели, а пекло было даже сильнее, чем сейчас — город окружала степь с редкими кустарниками и деревьями в балках, продуваемая суховеем.

На фото: В полуподвальном этаже летом прохладно

Чтобы спасаться от жары и пыли, рядом с домами на улице в обязательном порядке высаживали деревья. Это было непременным условием при строительстве домовладения. Для защиты от жары и лихих людей служили толстые деревянные ставни и массивные двери. Их закрывали не только на ночь, но и в летний полдень, чтобы горячий воздух не нагревал дом внутри. Летом в жаркие дневные часы жизнь как бы замирала. Город оживал к вечеру, когда жара спадала. Даже заседания в Александровск-Грушевской городской думе в таком случае начинались около семи вечера и могли продолжаться до полуночи и дольше.

На фото: В домах грушевцев массивные ставни и двери летом защищали от жары и разбойников.

Камень, кирпич и раствор

Природный камень, из которого построены многие старинные дома, был не только крепким строительным материалом, но и отличным изолятором, не пропускавшим летом жару, а зимой – холод. Камня в городских окрестностях было в избытке (песчаник и ракушечник), причём горожанам разрешалось его добывать в специально отведённых для этого местах совершенно бесплатно. Со временем в окрестностях города появились кирпичные заводы и дома стали строить из кирпича.

Дореволюционные кирпичи отличаются от современных размером и плотностью, а также, на некоторых кирпичах имеется клеймо производителя.

На фото: На одной из дверей виднеется надпись: «Мастер Лысенко».

Известно, что как минимум два кирпичных завода располагались в хуторе Поповка.

Вместо цементного раствора использовали известь. Её также добывали в городской черте современных Шахт. Рядом с хутором Ташилов, который в народе называли «Тащиловка» (или «Растащиловка»), рядом с нынешним посёлком ХБК, были небольшие известковые шахтёнки. Ещё в начале 1970-х в районе современного Грушевского водохранилища (в то время его ещё не существовало) виднелись два входа в известковые шахты.

Внутрь вели деревянные рельсы, по всей видимости, по ним передвигали тележки с добытой известью. Старожилы вспоминают как однажды в заброшенную шахту залезли мальчишки и заблудились. Для их спасения вызвали горноспасателей. После того, как пропавших нашли и вывели из подземелья, входы в эти шахты замуровали.

Горящие лепёшки

Для того чтобы во время жары в доме было прохладно, еду готовили в летних кухнях. Иногда печки ставили прямо под открытым небом или под небольшим навесом.

Печи в нашей местности также отличались от обычных, потому что топили их антрацитом. А он даёт намного больше жара, чем дрова.

Обычно печь стояла посреди дома, чтобы равномерно обогревались все помещения. Для хранения угля строили специальные сарайчики – угольники. Маленькое окошко такого строения выходило на улицу. В него перекидывали привезённый с рудника уголь. С обратной стороны угольника была дверь, ведущая во двор. Через неё набирали небольшими порциями необходимое для отапливания количество угля и несли в дом (обычно вёдрами). Для топки домашних печей использовали не очень крупный уголь «орех» или «семечку». Когда денег на уголь не хватало, то собирали веником штыб (мелкий уголь), смешивали с навозом и делали лепёшки, которые тоже неплохо горели и давали тепло.

Чёрный и парадный

В старинных домах как правило делали два входа: парадный (с улицы) и чёрный (со двора). Парадный вход имел крыльцо и козырёк, который защищал от дождя. Под ним можно было сложить зонт, прежде чем войти внутрь дома.

Козырьки бывали полностью деревянными или с кованым каркасом. И те и другие имели сложную изогнутую форму по моде тех лет. Некоторые экземпляры сохранились до наших дней.

Часто по этому козырьку вился виноград. Двери парадного входа старались делать массивными и красивыми, украшая резьбой. Когда-то на дверях дома, расположенного по улице Советской (бывш. улица Большая) среди резных листочков и завитушек можно было разглядеть надпись: «Мастер Лысенко».

Но, пожалуй, самые красивые двери — у здания, которое принадлежало Александровск-Грушевскому Обществу Взаимного Кредита. Козырёк над ними также особенно красив.

Вход со двора оформляли не так помпезно, но часто и во дворе над дверями также имелся козырёк.

На фото: Над парадным входом делали красивый козырёк.

Чтобы не было пробок

В нашем городе есть такая особенность – довольно широкие улицы для небольшого населённого пункта.

У краеведов есть предположение, что связано это с активным дорожным движением в тот период, когда город строился. Дело в том, что железная дорога появилась в Александровске-Грушевском не сразу, да и надо было ещё довезти до неё добытый уголь. Возили уголёк в повозках, которые тянули волы. Чтобы гужевой транспорт без проблем мог разъехаться и делались такие широкие улицы. Косвенно это подтверждает тот факт, что в Александровске-Грушевском ежегодно проходила крупнейшая во всей Области войска Донского ярмарка по продаже скота.

В городе имелось большое количество конюшен. Позже многие из них использовали как жилые дома для людей.

О прошлом напоминали торчащие из стен кольца для привязи животных. Обитатели бывших конюшен утверждают, что в их жилище не было так же комфортно, как в домах, построенных в то же время для людей, однако удобнее, чем в современных панельных пятиэтажках.

Подготовила Александра Зайцева в рамках проекта «Донской край — регион возможностей».
Источник новости: Портал КВУ

Прокрутить вверх